Анализ уровней квалификации
Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:
- полномочия и ответственность;
- характер умений;
- характер знаний.
Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:
- инструктаж;
- образование определенного уровня по основным образовательным программам;
- дополнительное профессиональное образование;
- практический опыт.
1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
7-й уровень — это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.
Таким образом, рассмотренные 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах можно разбить на 3 группы:
1. наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью (1–3 , низкий уровень);
2. деятельность специалистов (4–7, средний уровень);
3. самые сложные обязанности руководителей (7–9, высокий уровень).
Пример: